Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

О результатах надзора в сфере жилищно-коммунальных услуг

О результатах надзора в сфере жилищно-коммунальных услуг

Сферу жилищно- коммунальных услуг относят к наиболее значимым секторам рыночной экономики, основу правового регулирования которой определяют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Ст. 20 ЖК РФ введено понятие государственного жилищного надзора, каковым является исключительно региональный государственный контроль (надзор). Постановлением Правительства РФ от 11.06. 2013 № 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, вступившее в силу с 25. 06. 2013г., пунктом 11 которого определен широкий спектр предмета проверок, в том числе, соблюдения обязательных требований, установленных следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации : постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»; постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»; постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»; постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
Региональный государственный жилищный надзор, осуществляемый уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (каковым на территории Новосибирской области является Государственная жилищная инспекция Новосибирской области, расположенная по адресу г. Новосибирск, ул. Ленина, 1.), предполагающий в том числе, проведение проверок соблюдения обязательных требований вышеуказанных нормативных правовых актов, не включает в себя проверку соблюдения обязательных требований законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей.
В сфере жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКХ) Роспотребнадзор и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют федеральный государственный надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в соответствии с полномочиями, закрепленными п. 17 ст. 12 ЖК РФ, ст. 23, ч.1 ст. 44 Федерального закона от 30.03.199г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, от 02.05.2012г № 412.
В силу положений ст. 161 ЖК РФ, услуги по управлению многоквартирными домами могут оказываться непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме; товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управляющей организацией. В ходе осуществления Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области (далее - Управление) надзора в сфере ЖКХ, установлено, что вне зависимости от способа управления многоквартирными домами, не соблюдаются обязательные требования законодательства о защите прав потребителей, санитарных норм и правил как управляющими компаниями, так и ТСЖ.
В течение первого полугодия 2014г Управлением проведены надзорные мероприятия в отношении 46 субъектов жилищно-коммунальных услуг, в том числе, 34 - в плановом порядке, 12 – по жалобам потребителей, по 7 из них проведены административные расследования. По результатам контроля нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил допустила 41 организация, требования законодательства о защите прав потребителей не соблюдены 33 исполнителями услуг.
Всего по вопросам защиты прав потребителей выявлено 83 нарушения, среди них, более 50 % нарушений связаны с не предоставлением информации об исполнителе и предоставляемых услугах, в соответствии с требованиями ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 31 Правил № 354. В частности, потребителям в наглядной и доступной форме не была предоставлена информация, содержащая следующие сведения :
- об исполнителе (о наименовании, месте нахождения (адресе его постоянно действующего исполнительного органа));
- о государственной регистрации, режиме работы, адресе сайта исполнителя в сети Интернет, а также адресе сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе (фамилия, имя и отчество руководителя);
- об адресе и номере телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
- о размере тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизитов нормативных правовых актов, которыми они установлены;
- о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
- о порядке и форме оплаты коммунальных услуг; о показателях качества коммунальных услуг и предельных сроков устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг;
- о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
- о наименовании, адресе и телефонов органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением установленных правил на доске объявлений в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
10,8 % нарушений связаны с включением в договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителей. Например, условиями договора предусматривалось удержание пени с потребителя за несвоевременную оплату коммунальной услуги, в размере, превышающем, установленному законом. Пунктом 14 ст. 155 ЖК РФ закреплено обязательство лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшего плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), уплатить кредитору (исполнителю услуги) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Кроме того, договоры содержали условия, в соответствии с которыми, ограничивалось или приостанавливалось оказание коммунальной услуги в случаях наличия задолженности по оплате коммунального ресурса в размере, не соответствующем требованиям п. п. 117, 118 Правил № 354, п.п. 8 п. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011г № 416-фЗ «О водоснабжении о водоотведении» и без предварительного уведомления потребителя. В силу п. 117 Правил № 354, исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случаях неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном п. 119 Правил № 354; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Дополнительно к указанным нарушениям, в ходе внепланового контроля по жалобе потребителя, был установлен обсчет (обман) исполнителем услуги по управлению многоквартирным домом (ТСЖ) по оплате коммунальной услуги по отоплению. Юридическое лицо не согласившись с данным нарушением по факту вынесенного Управлением в отношении его постановления об административном правонарушении по ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП РФ), обратилось с исковым заявлением об отмене указанного постановления в Арбитражный суд Новосибирской области и впоследствии - в седьмой Арбитражный апелляционный суд (далее – Суды). Суды согласившись с доводами Управления, отказали в удовлетворении исковых требований ТСЖ, признав наличие состава административного правонарушения.
Характер выявленных нарушений требований санитарного законодательства Российской Федерации в основном связан с несоблюдением исполнителями услуг санитарных правил и гигиенических нормативов, предъявляемых к эксплуатации жилых помещений, содержанию общего имущества в многоквартирном доме (подъездов, прилегающей территории), хранению и вывозу твердых бытовых отходов. На территориях районов Новосибирской области (Чановский, Венгеровский, Тогучинский, Чулымский и др.) установлены факты нарушений к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
По результатам надзора вынесено 80 постановлений об административных правонарушениях, в том числе, 46 на юридическое лицо. Виновные лица привлечены к административной ответственности за административные правонарушения (предусмотренные ч.ч. 1,2 ст. 14.8, ч. ч. 1, 2 ст. 14.4, ч. 1 ст. 14.5, ст. ст. 14.7, 6.3, 6.4, 6.5, 8.2 КоАП РФ) на общую сумму штрафа в размере 542,5 тыс. руб. Кроме того, Управлением внесено 45 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выдано 33 предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
В тоже время, как показывает практика, применение административных методов защиты прав потребителей не всегда эффективно. По некоторым видам нарушений Управлением неоднократно выносились административные штрафы, предписания, очередные штрафы, выносимые судами за их невыполнение, но эти меры не обеспечили устранение недостатков оказываемых услуг. Одним из таких нарушений обязательных требований является поставка некачественной питьевой воды населению Новосибирской области. В связи с этим, Управлением, в рамках работы по судебной защите прав потребителей, подано 19 исковых заявлений в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей жилищно-коммунальных услуг, из них 14 удовлетворены, остальные - в стадии рассмотрения. Также было удовлетворено судом исковое заявление, поданное Управлением в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей, в связи нарушением ТСЖ права собственников жилых помещений на получение необходимой и достоверной информации о жилищно - коммунальной услуге, установленной законом.
В рамках взаимодействия в деле обеспечения государственной защиты прав потребителей Управлением заключено соглашение с Государственная жилищной инспекцией Новосибирской области, уполномоченной (в силу ст. 20 ЖК РФ, постановления Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 208-п) осуществлять на территории Новосибирской области государственный жилищный надзор.

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 1 пользователь и 5 гостей.

Пользователи на сайте

  • administ