Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

О защите прав потребителей услуг воздушной перевозки

О защите прав потребителей услуг воздушной перевозки

Основной характер обращений, поступающих в Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области связан, с задержкой или отменой авиарейса или иными действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира.
К данной области правоотношений применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона Российской Федерации от 07.02.1992г N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) специальных законов - Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28.06.2007г. N 82 (далее- Правила).
В силу понятий, установленных в преамбуле Закона, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира (далее - Договор). то есть оказание услуги, не соответствующей Договору, признается недостатком услуги. В этом случае, потребитель вправе предъявить одно из требований, предусмотренных ст. 29 Закона, а также о возмещении причиненных убытков и компенсации морального вреда (ст.ст. 13,15,29 Закона). Заключение такого Договора удостоверяется перевозочными документами, к которым, согласно ст. 105 ВК РФ, п. 44 Правил, отнесены билет, багажная квитанция, маршрут/квитанция электронного билета, иные документы.
Пунктом 76 Правил закрепляется право перевозчика, отменить или задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
При наступлении указанных обстоятельств, наряду с установленными в п. п. 41, 227 Правил, в том числе, при отмене или задержке рейса по вине перевозчика (например, вследствие несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов, необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; неправильного оформления перевозочного документа др.), возникает право потребителя на вынужденный отказ от услуги воздушной перевозки или вынужденное изменение условий Договора. В этом случае, на основании п. 228 Правил, перевозчик обязан сделать отметку в перевозочном документе либо выдать пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, предусмотренные п. 227 или п. 41 Правил. Согласно ч. 2 ст. 108 ВК РФ, п. 235 Правил, в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата, указанная в перевозочном документе. При вынужденном изменении условий Договора - дополнительная плата с потребителя не взимается. Плата за перевозку пассажиров, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна в перевозочном документе не указывается (п. 32 Правил).
Кроме того, в случае задержки или отмены рейса, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах бесплатные услуги, предусмотренные п. 99 Правил, в том числе, предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; организация хранения багажа и др.
Вынужденным отказом пассажира от воздушной перевозки также признается отказ в случае болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально. Провозная плата в этом случае возвращается при условии, если потребитель уведомил об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с Правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (ч.2 ст. 108 ВК РФ).
Согласно п. 81 Правил, регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок.
Обращаем внимание потребителей, что правовые последствия вынужденного и добровольного отказа потребителя от услуги воздушной перевозки различны. Так, федеральным законом от 20.04.2014г N 79-ФЗ внесены изменения (вступившие в силу 21.06.2014г) в ст. 108 ВК РФ, связанные с возвратом авиабилетов в случаях расторжения Договора по инициативе потребителя. Новой редакцией закона предусматривается, что денежная сумма, уплаченная за не оказанную услугу, подлежит возврату, если Договор содержит условие о возврате провозной платы. При этом, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс. Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением указанных сроков до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов от провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им, в связи с исполнением обязательств по Договору. Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, уплаченная за воздушную перевозку провозная плата пассажиру не возвращается. Также уплаченная в счет Договора денежная сумма не возвращается в случае, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении им Договора.
Согласно требованиям ст. 103 ВК РФ, перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны проинформировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения Договора.
На основании ст. 10 Закона, п. п. 15, 37 Правил, информация об оказываемой перевозчиком услуги предоставляется при ее бронировании, оплате или оформлении воздушной перевозки. Среди прочих сведений, потребителю должна быть предоставлена информация о нормах бесплатного провоза багажа; об условиях применения тарифа; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об условиях обслуживания на борту воздушного судна; о типе воздушного судна о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и др. Также закрепляется обязательство по доведению до сведения потребителя определенной информации об услуге перевозки посредством посадочного талона, который выдается пассажиру при его регистрации на рейс. В частности , в посадочном талоне указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Правил).
Согласно положениям ч. 5 ст. 4 Закона, неисполнение требований, предусмотренных установленными правилами, в том числе, в части непредставления необходимой и достоверной информации об услуге воздушной перевозки, признается оказанием услуги ненадлежащего качества - с недостатком.
Порядок предъявления требований потребителя к перевозчику установлен ст. 124 ВК РФ, в соответствии с которой, перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению потребителя.
Обращаем внимание потребителей, что указанные правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок, выполняемых регулярными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (далее - чартерные рейсы). При выполнении международных перевозок настоящие правила применяются в части, не противоречащей международным соглашениям Российской Федерации о воздушном сообщении. При этом необходимо помнить, что на международные отношения, возникающие из договора перевозки, распространяются общие правила международного частного права, установленные положениями ст.ст. 1195, 1211 ГК РФ, закрепляющие, с учетом положений п. 1 ст. 11 ГК РФ, защиту нарушенных прав в судебном порядке. При этом, в силу требований п. 1 ст. 1186 ГК РФ (предусматривающих приоритет международных договоров Российской Федерации по сравнению с правом, подлежащим применению), в случае если невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско- правовое отношение наиболее тесно связано.
В случае, если неисполнение договора воздушной перевозки связано с задержкой или отменой чартерных рейсов, предусмотренных договором о реализации туристского продукта, то ответственность за нарушения условий такого договора воздушной перевозки, в силу положений п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2012г № 17, ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996г № 132 – ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ч.2 ст. 638 ГК РФ, несет туроператор, кому и направляется претензия с изложением требований, установленных Законом.
При неудовлетворении исполнителем (перевозчиком, туроператором) законных требований потребителя добровольно, спор может быть разрешен судом (ч.1 ст. 11 ГК РФ, ч.1 ст. 17 Закона).
Отказ исполнителя в возврате денежных средств за не оказанную услугу рассматривается как неосновательное их удержание, уклонение от возврата. В этом случае потребитель вправе предъявить исполнителю требования, связанные с уплатой процентов за пользование чужими (т.е. потребителя) денежными средствами вследствие их неправомерного удержания. Обязательство, предусмотренное данным требованием, подлежит исполнению в разумный срок после возникновения обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, исполняется в семидневный срок со дня предъявления туристом требования о его исполнении если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства (ч.2 ст. 314 ГК РФ).
Иски к перевозчику, согласно ч. 3 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК), предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. Предъявить иск к туроператору, потребитель вправе по месту нахождения организации, либо месту своего жительства (пребывания), либо заключения договора. При этом потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (ст. 17 Закона).

Наши награды

Официальный сайт администрации города Барабинска:
Лауреат I премии в номинации «Государство для бизнеса и общества» (2014 год)
Лауреат III премии в номинации «Государство для бизнеса и общества» (2015 год)

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.