Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Барабинский аэропорт

9 февраля наша страна отметила знаменательную дату - 95 лет со дня открытия гражданских полетов в России. Авиация стала в то время основным транспортом для пассажиров, перевозки почты, грузов, так как нормальных дорог не было, а железная дорога была не везде.

Сегодняшний наш рассказ о Барабинском аэропорте. В самом конце 1980-х был построен крупнейший резервно-командный пункт Западно-Сибирского управления гражданской авиации. Печально, что с 1991 года, когда в стране начались перемены, все стало меняться и в гражданской авиации. Прекратились рейсы в соседние районы и в Новосибирск. Но обо всём по порядку.

Из истории:

На месте, где сейчас расположен посёлок «Аэропорт», когда-то находился колхоз «Красный партизан».

Впоследствии участок отдали под строительство аэропорта, людей выселили. К строительству привлекались поволжские немцы, они выполняли обязательные работы. Население города также участвовало в строительстве аэропорта.

Если в далёком 1931 году старый аэропорт был с земляным покрытием, то в1942-м построена взлетная полоса с твердым покрытием из кирпича для посадок самолетов по ленд-лизу. В советское время у нее была длина 1090 метров. Была и грунтовая параллельная полоса 1200 метров.

В Великую Отечественную войну перегоняли самолеты, были перевезены тонны ценного груза: грузовые и легковые автомашины, тракторы, моторы, строительные механизмы, легкие самолеты, железо, стекло, фанера, гвозди, пакля, обмундирование, мясо, свежие овощи, молочные продукты, медикаменты, табачные изделия и многое другое.

Ю.А. Летягин, командир Ан-2 Барабинского авиазвена Новосибирского объединенного авиаотряда:

- В Новосибирском отряде было 28 приписных аэропортов, в том числе Барабинский. Были регулярные рейсы по маршрутам: Барабинск – Северное -Межовка – Кыштовка; Чумаково – Крещенка; Львовка - Пудино (сейчас Пудино – город Кедровый Томской области). От Кедрового через Барабинск была самая короткая связь с железной дорогой, поэтому жители пользовались этим рейсом весьма активно. Когда рейс отменили, народ был недоволен. Ведь в то время дорог не было, поэтому люди чаще летали, да и билеты стоили недорого.

Кроме регулярных полетов была работа по заказам разных госорганизаций. Например, мы производили облёт ЛЭП на высоте 50 метров. Охотники у нас любили стрелять по мощным стеклянным изоляторам. Если изолятор разбит, его надо было менять. Так же с мая по октябрь выполняли лесопатрульные полеты. Авиационная база охраны лесов полетов была в Северном и Кыштовке. Если нас подключали к этой работе, мы поступали под командование «северян» и «кыштовцев».

Особенный наплыв пассажиров был в весенне-осенний период, когда размывало дороги. В это время в Барабинске могло стоять до пяти самолетов. Мы активно летали в Северное, Кыштовку, Чумаково. Ночных полетов у нас не было, т.к. не было допуска. Ночные рейсы могли быть только по санзаданиям.

Пролетом у нас были Ан-2 с разных мест, вертолеты. Как-то Ил -14 садился, Л -410М.

В наших самолетах были откидные кресла, транспортно-пассажирские. Цвет – сине-белый. Цены были до Новосибирска примерно 9 рублей, Кыштовка и Кедровый - 5, Северное - 3, Чумаково - 2 рубля.

В.С. Беляева, бывший радиооператор Барабинского аэропорта:

- Всего в 1980-х в аэропорту Барабинска по штатному расписанию работало около 110 человек.

Лётчики: Летягин Ю.А., Беляев В.Д., Лабуткин Г.Н., Люльков М.Н., Суменко А.А., Мананков А.А.

Авиадиспетчеры: Катюшин А.А., Павловский М.В., Михайловский М.Ф., Пешков И.Ф., Пакаев Ю.Д., Кармачёв В.П., Иванов И.П., Шмидт О.И.

Авиатехники Манаков Н.И., Тонышев В.П., Елизарьев Ю.Д., Токмаков Л.В., Некрасов А.П., Тюкаев В.Н., Полоник А.С. обслуживали машины на морозе и ветру.

Локаторщики: Писанко Д.Т., Иванов А.А., Кузнецов Ю.И., Киричко Н.Е., Акимов В.К.

Радиооператоры Беляева В.С., Киричко З.И., Николаева Н.Г., Баранова В.Ф., Усатенко А.П., Иванова М.Ф., Антонюк А.П., Холкина З.А., Люлькова Н.Н., Акимова А.И. по рации передавали погоду, вылеты, посадки, все радиограммы. Начальником связи был Баранов Н.Н.

В аэропорту была отдельная метеостанция, где работали Леонтьева А.Г., Елизарьева Л.А., Кувшинова Г.С., Манакова В.Е.

Рядом с аэропортом по-прежнему стоит авиагородок. Здесь живут бывшие работники аэропорта.

С карты России исчезло более тысячи построенных в советское время аэродромов. Не стал исключением и наш аэропорт. Командир Барабинского лётного звена Владимир Дмитриевич Беляев перегнал последний самолёт в Новосибирск в августе 1996 года.

Некоторые материалы взяты с сайта https://avro-live.livejournal.com/142818.html

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 2 гостя.